Эксперимент по дистанционной продаже рецептурных лекарств в России: ожидание и реальность

26.07.2022
Наша повседневная жизнь все больше связана с цифровой средой, коснулось это и доставки лекарственных средств. 3 апреля 2020 года была разрешена онлайн-доставка безрецептурных лекарственных препаратов. Во многом это произошло из-за пандемии.

В феврале 2022 года на встрече В. В. Путина и членов «Деловой Росси» произошло обсуждение таких актуальных вопросов: электронные рецепты и выписки по ним, онлайн-продажа лекарственных средств, продающихся по рецепту. 27 апреля на сайте Кремля появилось официальное поручение Президента РФ (Перечень поручений Президента РФ от 26 апреля 2022 г. №Пр-740 (пп.2-3)) о разработке законопроекта об эксперименте по дистанционной продаже рецептурных лекарственных средств.

Заместитель министра здравоохранения Виктор Фисенко заявил, что положительный опыт продажи безрецептурных лекарств позволяет начать эксперимент по онлайн-продаже рецептурных препаратов. Ответственными за подготовку проекта лицами были назначены премьер-министр РФ, высшие должностные лица субъектов РФ, а также президент «Деловой России». Планировалось подготовить проект до 1 июля 2022 года, а представить доклад до 15 июля 2022 года.

Развитие началось в мае, однако на содержание проекта повлияла и сложная политическая ситуация, начавшаяся с февраля 2022 года. И теперь перед нами появилась новая версия законопроекта о дистанционной продаже рецептурных лекарственных средств, общественное обсуждение по которой уже завершилось 11 июля 2022 года. Через неделю Президент РФ Владимир Путин поручил за две недели завершить согласование между ведомствами всех вопросов, касающихся эксперимента по дистанционной продаже рецептурных лекарств.

Поговорим о проекте федерального закона «О внесении изменений в ФЗ «Об обращении лекарственных средств» в целях проведения эксперимента по розничной торговле лекарственными препаратами, отпускаемыми по рецепту на лекарственный препарат, дистанционным способом». Разработчиком является Минэкономразвития; дата создания: 27 июня 2022 год. В настоящее время проект находится на общественных слушаниях. Какие важные моменты закрепляет данный законопроект?

1. Проведение эксперимента по розничной торговле лекарственными препаратами, отпускаемыми по рецепту на лекарственный препарат, дистанционным способом предполагается не в рамках процедуры экспериментально-правового режима, предусмотренной Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации», а в рамках регулирования эксперимента на уровне Правительства Российской Федерации. Кстати, также, рассматриваются варианты проведения ведомственного эксперимента, в котором Минздраву отведена роль по определению особенностей отпуска лекарственных препаратов в период проведения эксперимента.

2. Включение перечня регионов, на территории которых будет проводиться эксперимент. Сейчас в проект включены город Москва, Московская и Белгородская области и нет возможности расширить регионы, кроме указанных. Выбор обусловлен тем, что сегодня в этих регионах подключена система электронных рецептов. Однако, в России есть и другие регионы в полной мере готовые к проведению подобного эксперимента, в частности, Ярославская и Челябинская области. В этих регионах не только установлено нормативно-правовое регулирование применения электронных рецептов, но и происходит обслуживание граждан в аптечных организациях по электронным рецептам на лекарственные препараты в том числе за полную стоимость.

3. Определение групп препаратов, возможных к дистанционной продаже.

4. Срок проведения эксперимента: 1 января 2023 года – 31 декабря 2025 года.

5. Требования к участникам эксперимента, а именно наличие фармацевтической лицензии и разрешения на дистанционную торговлю.

Все остальные вопросы должно решать Правительство РФ путем издания соответствующего акта. Отсылочные нормы в законопроекте, как правило, порождают увеличение сроков его принятия, создания и рассмотрения акта, к которому отсылают. Тем самым увеличивается время до начала самого эксперимента и принятия конкретных мер.

Таким образом, мы имеем дело с замечательной задумкой, успешное прохождение которой послужит стартом к повсеместному введению дистанционной продажи рецептурных препаратов.

Кому выгоден новый формат оформления рецептов?

Новый формат оформления рецептов удобен в первую очередь для льготных категорий граждан, которые регулярно получают лекарства бесплатно или с 50% скидкой. Также в России огромное число тяжелобольных людей, которые ежедневно нуждаются в рецептурных препаратах. Но сейчас процесс такой: сходить к врачу – получить рецепт – купить лекарство. Но как быть маломобильному больному? Много людей нуждались в рассматриваемом законопроекте «еще вчера».

Система выгодна тем, что пациенты быстро, без задержек и поисков получают то, что им необходимо. Поэтому принятие закона и проведение эксперимента улучшит качество жизни многих граждан.

Большая часть аптечного сообщества выступает за проведение эксперимента по дистанционной доставке лекарств, в частности, по мнению Виктории Пресняковой, директора «СРО Ассоциация независимых аптек» без отлаженной системы электронного рецепта вести разговор о полноценном рабочем запуске дистанционной торговли рецептурными препаратами было бы, по меньшей мере, странно. Без электронного рецепта не понятно кто и как будет проверять подлинность выписанного рецепта.

Борисенко Мария Александровна, руководитель направления E-commerce аптечной сети «Апрель»:

«Инновации в сфере фармбизнеса мы оцениваем положительно, мы за то, чтобы нашим клиентам и сотрудникам было просто и удобно выдать выписанные врачом препараты. Мы реализовали возможность выдачи лекарственных средств по электронному рецепту во всей сети. Уже 11 регионов страны подключено совместно с «Первым электронным рецептом». Единственным тормозящим фактором для масштабирования данного нововведения мы выделяем процесс получения ЭЦП (электронной цифровой подписи) в связи с длительной цепочкой оформления документов».

По динамике подключения к онлайн-доставке лекарств видно, что продвижение этого проекта даст толчок развитию индустрии, продолжает г-жа Преснякова.

По прогнозам, за год доля доставки может увеличиться до 10% или выше. Прежде всего, это коснется крупных городов. На данный момент Топ-5 самых активных регионов с их долей в общей сумме онлайн-продаж лекарств с доставкой выглядит так: Москва – 24%, Московская область – 8,5%, Санкт-Петербург – 8%, Краснодарский край – 3,7%, Республика Татарстан – 2,5%.

Сейчас основная проблема распространения онлайн-доставки лекарственных препаратов состоит в том, что часто рецептурные и безрецептурные лекарства выписываются вместе и людям невыгодно заказывать их по отдельности. Если бы была возможность заказать их вместе, то онлайн-продажи несомненно бы повысились.

Чтобы проект заработал полноценно – необходимо внедрение системы электронного рецепта

Система имеет множество преимуществ: экономится время, потому что не надо искать аптеку, многократно повышается скорость выписки рецепта для врача; фармацевтам проще проводить экспертизу рецепта, исключается подделка или повторный отпуск по одному и тому же рецепту. Региональные Министерства здравоохранения начинают получать реальные данные по лекарственным препаратам, которыми врачи лечат те или иные нозологии, а врачи начинают получать обратную связь на свои назначения – купил пациент лекарство или нет и когда начался процесс медикоментозного лечения.

Главная особенность реализации электронного рецепта в России связана с форматом движения информации. Для того, чтобы рецепт работал, необходимо взаимодействие с системой. То есть разные информационные системы должны «общаться на одном языке». Формат обрабатываемых данных, введенных Минздравом, должен распознаваться всеми системами, существующими в рамках электронного рецепта. В частности, выписка всех электронных рецептов ведется в едином стандарте СЭМД (Спецификации структурированных электронных медицинских документов), утвержденном на федеральном уровне. Использование этих стандартов при интеграции регионального сегмента и оператора электронных рецептов позволяет значительно сократить сроки внедрения и трудозатраты на запуск сервиса в регионе.

Необходимо четко определить порядок идентификации личности получателя рецептурного лекарства. Сейчас онлайн-продажа всех рецептурных лекарств, наркотических, психотропных и спиртосодержащих лекарственных препаратов с объемной долей этилового спирта более 25% запрещена. Скорее всего, даже при вступлении в силу законопроекта, часть рецептурных препаратов все еще будет под запретом.

По словам Виктории Пресняковой рецептурные препараты применяются только по назначению врача, а иногда и под наблюдением врача с индивидуальным подбором дозы. Самолечение такими медикаментами опасно, оно может привести к побочным явлениям разной степени тяжести вплоть до летального исхода.

Эти проблемы можно решить только успешным внедрением электронных рецептов и уже на основе этого выстраивать систему онлайн-продаж. Конечно, выписка бумажных рецептов не может прекратиться в один момент, процесс перехода должен быть постепенным. Чтобы перестать выписывать бумажные рецепты нужно чтобы и электронный рецепт существовал на бумаге в виде, так называемого дубликата электронного рецепта. Как только придет понимание, насколько эта система удобна, сомнения отпадут.

Безусловно внедрение онлайн-продаж невозможно без налаженного и повсеместного механизмы электронных рецептов. Одно завязано на другом и связано между собой, как шестеренки в часах. Будем надеяться, что со временем законодатели придут к необходимым мерам и в России начнется развитие дистанционной продажи лекарств, отпускаемых по электронным рецептам.
Другие новости